Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Россия, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Гагарина, 9-а

Телефон

8 (36554) 5-04-93

Эл. почта sadik_bahchisarai-rayon6@crimeaedu.ru

                               МБДОУ "Детский сад №8 "Гнёздышко", г.Бахчисарай Республики Крым

                                     Адрес: Россия, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Гагарина, 9-а
                                                                                                    Телефон: (36554) 5-04-93
                                                                                          Эл. почта: sadik_bahchisarai-rayon6@crimeaedu.ru

Не скучаем на карантине! Подборка игр для дома.

3 апреля 2020 г.

Развиваем речь дошкольника — полезные игры в детском саду и дома

Дорогие родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Да просто, уважаемые взрослые! Что Ваши малыши любят больше всего на свете? Чем они могут заниматься круглые сутки, практически без перерывов на еду и сон? Конечно, ИГРАТЬ!

Ведь игра — это ведущая деятельность дошкольника, да и младшие школьники поиграют с удовольствием — стоит только позвать.

Придумано множество различных игр, развивающих и обучающих, позволяющих деткам становиться сильными, быстрыми и смышлеными. А, главное, игра — это такое удовольствие. Вот и для развития речи существуют интересные игры. Вы можете играть со своими маленькими любопышками не только дома, но и по дороге из детского сада, в магазине, на отдыхе. Не ленитесь играть. И Вы обязательно увидите и услышите результаты, и очень скоро!

Игры на развитие речи

Объединялки

К школе ребенок должен в достаточной мере овладеть понятием «обобщение». То есть малыш научается понимать, что предметы можно объединить по какому-то признаку и назвать одним словом. Если родители не скажут ребенку, что «кровать, диван, стол, стул и полка — это мебель», сын или дочка сами это слово не узнают.

Называйте деткам слова и общее для них название.

Например:

  • яблоко, слива, ананас, абрикос, груша, банан — фрукты;
  • автобус, самолет, метро, автомобиль — транспорт;
  • пчела, комар, шмель, муха — насекомые и т.д.

Сначала Вы с ребенком изучаете одну группу слов (хорошо, если Вам помогут картинки или непосредственно предметы) и их обобщающее название, затем переходите к закреплению изученного.

Вы говорите, что знаете фрукт, например, яблоко. И просите малыша вспомнить другие фрукты. Называете слова по очереди — выигрывает тот, кто назовет слово последним. Подыгрывайте ребенку, подбадривайте и восхищайтесь его знаниями и памятью. Так Вы создаете «ситуацию успеха», положительный настрой, очень важный при обучении.

Если у Вас есть лото, перемешайте карточки (это задание можно выполнять тогда, когда Вы уже изучили с ребенком основные обобщающие понятия) и попросите малыша разобрать их на кучки, а затем назвать общим словом.

Четвертый лишний

После того, как Вы достаточно наигрались в «объединялки-обобщалки», усложняем задание. Лучше всего начинать с предметов, но можно и с картинок. Вы называете сыну или дочке четыре слова — три из которых можно объединить и назвать общим словом, а четвертое лишнее. Если ребенок еще маленький, уменьшите количество слов — два объединяем, третье лишнее.

Затем, можно выполнять это задание на слух. Без опоры на картинки и предметы.

Кстати, задания такого рода можно придумывать для любых обобщений. Например, озеро, река, мост, море — лишний мост, потому, что остальное -водоемы.

Такие игры на развитие речи не только пополняют активный и пассивный словарный запас Ваших детей, но и развивают логическое мышление. Учат выделять главный признак, объединять. Причем, более младшие дети не всегда могут сказать обобщающее слово (например, дикие животные), они чаще предлагают не ведущий признак — маленький и большой, есть рога, а этот безрогий. Такие ответы тоже верны — похвалите ребенка, но и предложите ведущий признак. Уверяю, если Вы и воспитатели предложат малышу такие занятия в детском саду или дома, первая учительница скажет Вам «огромное спасибо».

Охота за звуком

Задания, которые я Вам предложу далее, направлены на развитие языкового анализа и синтеза. Да, звучит серьезно. Но на самом деле, это просто умение составлять слова из звуков (синтез) и выделять отдельные звуки из слов (анализ).

Играйте на улице, качаясь на качелях, идя в магазин или даже купаясь в ванной. Начните с коротких слов из трех звуков. Четко выделяя голосом каждый звук, например, в слове КОТ, спросите, какие звуки малыш слышит, какой первый, какой в середине, какой последний. Не торопитесь — для ребенка эти задания не просты. Постепенно можно играть и с более длинными словами.

Идя по улице, предложите ребенку называть все, что он увидит, начинающееся со звука, например, «М» — Машина, Мама, Мальчик, Маленькая собака, Муха (или со звуком в любом месте слова).

Или просто попробуйте вспомнить слова на определенный звук — выигрывает тот, кто назовет слов больше. Гораздо сложнее это упражнение становится, если называть слова с заданным звуком в середине или конце слова.

Называйте звуки с небольшими паузами — К О Т — что за слово получилось? Так же постепенно усложняем игру, называя большее количество звуков.

Не называйте Ваши игры с малышом «заданиями, упражнениями», не говорите «давай позанимаемся» — это часто пугает деток.

ИГРАЙТЕ! И Ваши дочки-сыночки научатся всем языковым премудростям играючи… Удачи!

                                                                                                                                          Автор — логопед Евгения Зайченко.

1. ДЕЛАЙТЕ ДОМАШНИЕ ДЕЛА СОВМЕСТНО С МАЛЫШОМ И ВКЛЮЧАЙТЕ В НИХ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

· Готовим на кухне и просим малыша помочь:

· Прочитай рецепт.

· Отмерь нужное количество продуктов.

· Посчитай сколько нас и накрой на стол.

· Отыщи нужные вещи.

· Перебери крупу (вспоминаем сказку про Золушку и развиваем мелкую моторику)

· Месим тесто.

· Лепим пирожки, пельмени и т. д.

Даже обычная помощь в уборке развивает малыша. Он учится запоминать инструкции, действовать по плану, осваивает самоконтроль, усидчивость, стремится к достижению поставленной цели.

Кроме того, действуя вместе, вы становитесь ближе ребёнку. Вы — одна команда. Вместе обсуждаете проблемы и решаете их. Отличный способ развить малыша и сделать его самостоятельнее.

2. УСТРАИВАЙТЕ СОРЕВНОВАНИЯ

· Кто лучше прочитает?

· Кто быстрее сосчитает?

· Кто красивее нарисует?

· Кто быстрее найдет отличия?

· Кто ровнее напишет?

Таким образом, скучные занятия превращаются в веселую азартную игру! А дети так любят выигрывать. Используйте это качество в своих целях. Занимайтесь вместе и соревнуйтесь. Так из докучливого учителя вы превращаетесь в сильного соперника, которого обязательно надо победить. Мотивация налицо.

3.РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ

Чтение сказок — отличный способ развить ребёнка, расширить его словарный запас. Сказки можно читать вместе, по очереди (по предложениям, по ролям и т.д.). Начинает взрослый, а ребёнок должен закончить. А так хочется узнать, что будет в конце. Не забудьте потом пересказать сказку. Или просто рассказывайте их друг другу.

4. ЗАГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ

Интересно, весело, и опять же — азартно. Загадки развивают логическое мышление, память, внимание, речь. Кроме того, ребёнок получает много новых знаний обо всем на свете. Хороший способ для развития малыша.

5. ИГРАЙТЕ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Даже самая обычная игра-ходилка — замечательный вариант для развития навыков счета. А есть и другие полезные игры. Играйте всей семьей. Так будет ещё интереснее.

6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫША

Здесь и сказки, и загадки на логику, и специальные игры для чтения и письма, и даже настольные игры, прописи с наклейками, раскраски и т.д. Наверняка дома у каждого родителя найдется что-то наиболее интересное для Вашего ребенка.

7.ГЛАВНОЕ – УДЕЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ!

Во время карантина психологи советуют давать детям выбор в развлечениях, никакого однообразия. Малыши любят творить, поэтому можно вместе с ними придумать сказку, сделать оригами или попробовать изобразить сцену, как в театре теней. Главное, что советуют психологи, это уделять детям внимание.

«Если вы хотите как-то провести время с ребенком, поиграть с ним, обратите внимание на свое состояние. Если вы чувствуете, что у вас есть противоречивые эмоции, усталость, злость, а, может, какая-то досада, растерянность или любые другие состояние, тогда просто уделите время себе. Почему так? Потому что ребенок моментально улавливает ваше настроение. Если он чувствует, что мама сейчас не в ресурсе, то и у ребенка меняется настроение. Ребенок может стать раздражительным или плаксивым», – считает семейный и детский психолог Екатерина Верченова.

8.ПОСЕТИТЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ.

У музеев тоже есть предложения досуга для детей. Например, музей космонавтики запустил виртуальную программу «Не выходи из космоса». Сотрудники проводят для детей онлайн-уроки и даже предлагают побывать в виртуальной ракете.

А музей Чехова в Instagram публикует экскурсии, рассказывает о жизни писателя. Но это, скорее, для ребят постарше.

В любом случае, выбор есть. И при хорошем планировании время с ребенком можно провести весело и с возможностью чему-то научиться.

Читайте, рисуйте, пишите, отгадывайте и развивайтесь!

Проведите время дома полезно и интересно!

 

 

Наверх