Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Россия, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Гагарина, 9-а

Телефон

8 (36554) 5-04-93

Эл. почта sadik_bahchisarai-rayon6@crimeaedu.ru

                               МБДОУ "Детский сад №8 "Гнёздышко", г.Бахчисарай Республики Крым

                                     Адрес: Россия, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Гагарина, 9-а
                                                                                                    Телефон: (36554) 5-04-93
                                                                                          Эл. почта: sadik_bahchisarai-rayon6@crimeaedu.ru

Скоро в школу (советы психолога). Родителям будущих первоклассников

29 января 2021 г.

           Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка. Все первоклассники в первые недели в школе (период адаптации) испытывают определенные трудности.

И это понятно! С началом систематического обучения изменяется весь уклад жизни ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем информации, которую надо усвоить, изменяется отношение к ребенку со стороны окружающих – появляются такие требования, которых раньше не было.

Теперь ему необходимо каждый день приходить в класс (даже если хочется остаться дома), в течение 30 – 45 минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать учителя и выполнять его задания (писать палочка, когда хочется просто рисовать), дома надо обязательно выполнять домашнее задание.

А главное – школьник обязан хорошо учиться, именно этого от него ждут окружающие – учителя, родители, близкие. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышенная раздражительность, снижение веса. Это закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень школьной готовности, через 2,5 – 3 месяца негативные симптомы постепенно исчезают.

Школьная готовность: физическая, специальная (педагогическая) и психологическая.

            У ребенка начинается новый возрастной период, новый жизненный этап. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, сомоощущении. Ведущей деятельностью становится учение.

Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.

Школьник – это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.

Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.

Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, – даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», « Я больше не пойду в школу»). Интерес к учению у них быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?

·        Экскурсии с ребенком в школу.

·        Рассказы о своих любимых учителях.

·        Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

·        Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

·        Семейное чтение художественной литературы.

·        Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

·        Никогда не запугивайте детей школой.

        Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже, если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность каждого современного человека. А интерес, дело наживное.

Психологическая готовность (это те УВК, которые связаны с особенностями учебной деятельности на 1ом этапе обучения, они нужны в начале обучения для успешной деятельности ребенка). Психологическая готовность представляет собой сложное системное образование и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную сферу, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.

Нужно стремиться развивать общую любознательность ребенка, не отмахиваться от его вопросов, больше разговаривать с ним и проводить время вместе. Но помните! Как только новое и интересное становится обязательным и обременяющим, оно не приносит должного результата.

      Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.

           Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Физическая готовность.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Психологическая готовность.

Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно (эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит ребенку высокий уровень обучаемости.

Значимость компонентов психологической готовности к школе  

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой. 

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словестной инструкции. 

3 место Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания. 

4 место Коммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив. 

5 место Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.            

Первый Раз в Первый Класс, или как себя вести с ребенком – первоклассником 

1.Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности. 

2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, – это Ваша задача. 

3. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш кушает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков. 

4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее пожелать малышу на прощанье удачи, подбодрить его, найти пару ласковых слов. 

5. При всрече ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе?» или, еще хуже, ироничные высказывания вроде: «Ну как, сегодня без двоек?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет с ходу поделиться чем-то – не откладывайте разговор на потом. Подумайте о том, как иногда важно, чтобы тебя кто-нибудь выслушал. 

6. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! А выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того, чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субьективны – они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам. 

7. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. 

8. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать 10-15 минутные «переменки» и лучше, если они будут подвижными. 

9.Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. 

10. Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем – конец 2-ой четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.  

 

 

Наверх